Вернуться к алгоритму -> Словарик
Воспитательное пространство
 
Это педагогизированная среда, механизмом организации которой является педагогическое событие (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Д.В.Григорьев).
Как отмечают упомянутые выше исследователи, изучающие данный феномен, «воспитательное пространство часто путают с воспитывающей средой. Между тем, это не одно и то же. Среда в основе своей – данность, а не результат конструктивной деятельности. Воспитательное же пространство – результат созидательной деятельности, причем деятельности интегрирующей созидательные усилия различных субъектов воспитания. Среду надо уметь использовать в воспитательных целях, а воспитательное пространство надо уметь создавать.
Воспитательное пространство может возникнуть в результате как инициативной деятельности “сверху” (прежде всего территориальных органов управления, в том числе и управления образованием), так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их личностные потребности. Это как бы две крайние точки, между которыми расположены различные социальные институты, участвующие в этом процессе.
Воспитательное пространство может реализоваться на уровнях образовательного учреждения, муниципальном, городском, районном, региональном. В последнем случае чаще речь идет не столько о воспитательном пространстве региона, сколько о региональной политике в области воспитания».